Механические весы

Механические весы

До последнего времени основным прибором для взвешивания авторанспорта являлись автомобильные механические  рычажные весы. В последнее время они практически не выпускаются. Данный обзор посвящен краткому описанию и принципам их действия.

Устройство и принцип действия

Автомобильные стационарные весы предназначены для взвешивания автомобилей и автопоездов (тягачей с одним или несколькими прицепами) в статическом состоянии. До последнего времени активно применялись циферблатные автомобильные весы с визуальным отсчетом, с документированной регистрацией и дискретно-цифровые автовесы. Реже находили применение механические с проекционным отсчетом показаний.

По устройству они аналогичны платформенным передвижным весам общего назначения, однако в отличие от них имеют бо’льшие пределы взвешивания, размеры платформы, а также другую конструкцию некоторых деталей.

Кинематическая схема весов

Кинематическая схема весов

Стационарные механические весы устанавливают на подземный бетонный фундамент под навесом или в помещении. Для обеспечения свободного колебания грузоприемной платформы между ней и обвязочной рамой фундамента оставляют зазор 15—20 мм.

Механизмы с визуальным отсчетом состоят из грузоприемной платформы, рычажной системы, промежуточного механизма и циферблатного указателя.

Схемы рычажных весов и таблицы характеристик

Рычажные системы весов строят на основании двух схем в зависимости от расположения главных рычагов:

  1. По ходу автомобиля — продольное расположение.
  2. Перпендикулярно ходу — поперечное расположение.

На основании первой схемы изготавливают рычажные системы весов с НПВ 10 т, а на основании второй — более 10 т при длине платформы более 5,5 м.

Схема механических автомобильных весов

Рис.1

Рис. 1. Схема механических весов с продольными главными рычагами

Платформа с четырьмя шарнирными стойками 1 опирается на 4 продольные главные рычаги 2, 14, 17, 18, расположенные по ходу автомобиля. Рычаги 17 и 18 соединены с промежуточным механизмом, расположенным в шкафу 11, с помощью передаточных рычагов 15 и 16, выходящего рычага 3 и тяги 4, а рычаги 2 и 14 соединены непосредственно с выходящим рычагом.

Следовательно, подплатформенный рычажный механизм имеет две силовые цепи с одинаковым отношением плеч рычагов.

Промежуточный механизм состоит из двух рычагов 5 и 10, соединенных друг с другом тягой бис циферблатным указателем 8 тягой 9. Рычаг 10 несет на своем плече подвеску 12 для встроенной гири 13, которая уравновешивает часть нагрузки на платформе. Остальная часть нагрузки уравновешивается квадрантами 7 циферблатного указателя.

Кинематическая схема автомобильных механических рычажных весов

Рис. 2

Рис. 2. Схема механических автомобильных весов с главными рычагами, расположенными перпендикулярно ходу автомобиля

Рычаги соединены с выходящим рычагом 4 с помощью передаточных рычагов 2 и 3, а рычаги 12 – с помощью рычагов 13 и 15. Выходящий рычаг соединен с промежуточным механизмом, состоящим из рычагов 5 и 7 блокирующего механизма, арретира 6 и гиревого механизма 11 с двумя встроенными гирями 10, помещенными на гиредержатель 14. Каждая из гирь уравновешивает 1/3 нагрузки, а оставшаяся 1/3 равновешивается циферблатным указателем 8, соединенным с промежуточным механизмом тягой 9.

Конструктивные параметры и технические характеристики наиболее широко используемых автомобильных циферблатных весов с визуальным отсчетом приведены в следующей таблице.

Таблица «Параметры и характеристики некоторых автомобильных циферблатных весов с визуальным отсчетом»

Характеристики весов РС-10Ц13А (АЦ-10) 5001РС-10Ц13А РС-30Ц13Ас (АЦ-30с) 5002 РС-30Ц13Ас РС-60Ц13Ас (АЦ-60с) 5003РС-60Ц13Ас
Диапазон взвешивания, тонн 0,5 — 10 1,5 — 30 3 — 60
Верхний предел показаний по шкале циферблата, тонн 5 10 20
Цена деления шкалы циферблата, кг 5 10 20
Число встроенных гирь, шт. 1 2 2
Передаточное отношение рычажной системы до тяги циферблатного указателя 1:500 1:1000 1:2000
Допускаемая погрешность, кг — в интервалах взвешивания, т. ±2,5 — от 0,5 до 2,5
±5 — св. 2,5 до 10
±5 — от 1,5 до 5
±10 — св. 5 до 20
±15 — св. 20 до 30
±10 — от 3 до 10
±20 — св. 10 до 40
±30 — св. 40 до 60
Размеры платформы, мм 3000 х 5500 3000 х 12000 4000 х 15000
Масса (без настила), кг 1186/1120* 4560/4532* 13480 х 13266

* Масса унифицированных весов.

Циферблатные весы с документированной регистрацией по принципу действия аналогичны технике с визуальным отсчетом, но в отличие от них циферблатный указатель имеет устройство, преобразующее угол поворота указательной стрелки в дискретное число.

Управление данными автовесами осуществляют с пульта, внутри которого размещена электрическая аппаратура. Пульт используют также как стол для работы оператора. В качестве регистрирующего устройства применяли счетно-решающую машину ЭУМ-23, которая печатает одновременно на обратной стороне накладной грузоотправителя и контрольной ленте следующие данные: символы Б (брутто), дату (число, месяц, год), условный шифр грузоотправителя, номер автомобиля — вводятся вручную, а также массу груза в килограммах — вводится автоматически.

Таблица «Параметры и характеристики весовой техники с документированной регистрацией»

Характеристики механических весов РС-30Ц24Ас РС-60Ц24А
Диапазон взвешивания, тонн 1,5 — 30 3 — 60
Верхний предел показаний по шкале циферблата, тонн 10 20
Цена деления шкалы циферблата, кг 10 20
Дискретность цифровой записи 10 20
Число встроенных гирь, шт. 2 2
Допускаемая погрешность, кг — в интервалах взвешивания, т. ±5 — от 1,5 до 5
±10 — св. 5 до 20
±15 — св. 20 до 30
±10 — от 3 до 10
±20 — св. 10 до 40
±30 — св. 40 до 60
Размеры платформы, мм 3000 х 12000 4000 х 15000
Масса (без настила), кг 5568 14170
Отправить запрос