ВЕСЫ — классификация и требования, предъявляемые к весам.

Одним из важнейших процессов учёта грузов является взвешивание на весоизмерительной технике различных типов. Наряду с многообразными видами простейших коромысловых конструкций в настоящее время широко применяют электронные, позволяющие работать с различным компьютерным оборудованием. О том, какова основная классификация весов и требования, предъявляемые к ним, рассказано далее.

Классификация весов

От правильного выбора типа весоизмерительной техники зависят эффективность учета товарно-материальных ценностей, осуществление комплексной автоматизации, снижение себестоимости и времени грузовой переработки товаров.

Весоизмерительное оборудование по принципу назначения подразделяется на:

  • весы общего назначения,
  • весы технологические,
  • весы метрологические,
  • весы лабораторные,
  • весы специальные.

По конструктивному признаку весы подразделяются на:

  • весы гирьные,
  • весы шкальные,
  • весы шкально-гирные,
  • весы циферблатные,
  • весы электронные.

По признаку использования и установки подразделяются на:

  • весы настольные;
  • весы платформенные (товарные) передвижные;
  • весы платформенные (товарные) стационарные;
  • весы автомобильные стационарные и передвижные;
  • весы вагонные;
  • весы крановые.

Настольные весы бывают обыкновенными и циферблатными.

  • Обыкновенные являются равноплечными гиревыми весами для взвешивания небольших количеств материалов (до 20 кг).
  • Циферблатные имеют аналогичное назначение, но масса груза у них определяется по показаниям стрелки. Предельная масса груза с использованием гирь — 10 кг. Преимущество заключается в удобстве взвешивания легковесных материалов благодаря ненужности установки и уборки гирь.

Платформенные весы широко применяют на базах и складах. Гиревые и циферблатные товарные разновидности предназначены для взвешивания грузов массой до 0,5 т. Они подразделяются на платформенные передвижные и платформенные стационарные.

  • На передвижных взвешивают тарно-упаковочные и штучные грузы. Предельная нагрузка по типам — 0,5; 1,0; 2,0; 3,0 т. Они применяются при непостоянном месте взвешивания груза. Чтобы постоянно не укладывать и не снимать груз при взвешивании, весы устанавливают в приямке пола, совмещая уровни платформы весов и пола, что позволяет въезжать на платформу груженым тележкам и электрокарам.
  • Стационарные предназначены для взвешивания тарно-упаковочных и штучных грузов, особенно громоздких, длинномерных и перевозимых на электропогрузчиках и тележках. Предельная нагрузка по типам весов — 2, 3,4, 5, 6 т. Устанавливают весы в закрытых помещениях, под навесами или на железнодорожной платформе, где их используют как подкрановые.

Автомобильные весы с предельной грузоподъемностью до 100 т предназначены для взвешивания грузов, уложенных (погруженных) на автомобили, электрокары, тележки и т. п. Устанавливают их на специальном углубленном фундаменте. Автомобильные весы бывают:

  • циферблатные,
  • шкальные,
  • электронные.

Разновидностью автомобильных являются передвижные автовесы, которые применяют в полевых условиях для взвешивания грузов в пунктах с сезонным характером работы, т. е. там, где устройство стационарных экономически неэффективно.

Вагонные весы предназначены для взвешивания грузов, находящихся в подвижном составе, а также для определения массы порожних вагонов. Двухплатформенные вагонные весы применяют для взвешивания двух- и четырехосных, а одноплатформенные — шести- и восьмиосных вагонов. Для повышения эффективности взвешивания и коэффициента оборачиваемости вагонов технику оснащают указателями веса автоматического действия, которые обеспечивают взвешивание без остановки движения.

За последнее время создано много моделей весов с различными характеристиками, дистанционным управлением и передачей данных для обработки в программное обеспечение.

В складском хозяйстве внедряются автоматические весоизмерительные устройства, в том числе электронные весы, полностью автоматизирующие операцию взвешивания и тем самым значительно ускоряющие этот процесс. По сравнению с рычажно-механическими, электронные весоизмерительные приборы за счёт своих эксплуатационных характеристик более предпочтительны.

Электронные вагонные весы взвешивают вагоны любой осности и грузоподъемности в движении со скоростью перемещения до 10 км/ч, осуществляя также документальную регистрацию и дистанционную передачу результатов взвешивания.

Метод взвешивания электронно-тензометрическими весами основан на использовании упругой деформации силоизмерительных элементов совместно с измерением сопротивления высокочувствительных преобразователей (тензометрических датчиков). Принцип действия вибрационно-частотных весов типа основан на измерении частоты собственных поперечных колебаний струны силоизмерительного элемента, вызванных ее натяжением при деформации упругого элемента под действием приложенной к нему нагрузки, т. е. веса вагона (силоизмерительный элемент — вибрационно-частотный датчик).

Крановые весы — это электронные и пружинные аппараты с круглым циферблатом. Они подвешиваются к крюку грузоподъемного крана, что позволяет совмещать процессы взвешивания и погрузки-выгрузки. Их предельная нагрузка — 5 т. Электронно-тензометрические крановые весы состоят из тензодинамометра, навешиваемого на крюк крана. Принцип его работы основан на измерении электронного сопротивления тензодатчиков, которое изменяется пропорционально нагрузке.

На автоматических весах производительностью 50 т и более взвешивают массовые грузы, перемещаемые конвейерами, ковшевыми элеваторами и другими механизмами непрерывного действия. Перемещаемый конвейером груз регистрируется специальным счетчиком. Порционные бункерные весы (разновидность автоматических) предназначены для взвешивания сыпучих материалов, отпускаемых из бункеров.

Правила эксплуатации весов включают требования долговременной безаварийной работы и точности показаний. Весы периодически подвергаются текущим, средним и капитальным ремонтам, а также поверкам и клеймению. Поверки бывают ревизионными, квартальными и годовыми. Клеймят также гири.

Требования, предъявляемые к весоизмерительным приборам

  • точность взвешивания,
  • чувствительность,
  • постоянство показаний,
  • устойчивость,
  • прочность.

Точность взвешивания означает недопустимость отклонений от истинного веса груза сверх допустимых норм погрешностей, установленных для каждого вида и типа весоизмерительной техники. Устойчивость означает способность самостоятельно возвращаться в состояние равновесия после снятия груза и гирь.

Отправить запрос